Информационный портал Курортного и Кронштадтского районов Санкт-Петербурга

Кронштадт поздравляет с Днем штурмана ВМФ

25 января в России отмечают День штурмана Военно-морского флота. В этот день в 1701 году в Москве по указу Петра I была создана «Школа математических и навигацких наук». Кронштадт – город военных моряков – связан со штурманской специальностью и в прошлом, и в настоящем. Информационный портал «ВКурсе» решил подробнее разобраться в этом вопросе.

Александр Левченко, научный сотрудник филиала ЦВММ «Кронштадтская крепость»:

– Находимся мы по адресу – улица Макаровская, дом 3. Это здание Итальянского дворца. В 1789 год здесь по указу Павла I было основано штурманское училище. Почти весь 19 век в старой его части готовило штурманов для Российского Императорского флота.

Штурмана Российского флота готовились по отдельной программе. Они не входили в составы экипажей военных кораблей и обычно прикомандировывались на время длительного плавания судна. Над ними стоял так называемый капитан над штурманами.

Наиболее, пожалуй, известная личность – памятник ему стоит в Кронштадте – выпускник штурманского училища Петр Пахтусов, исследователь Новой Земли, полярник. Человек прожил короткую жизнь. Родился в 1800 году, скончался в 1835-м. Но его жизнь была очень насыщенная. В 1832-1835 годах он описал и составил подробные карты архипелага Новая Земля.

В связи с 50-летием корпуса флотских штурманов в 1877 году штурмана российского флота подготовили прошение на высочайшее имя с просьбой разрешить сбор средств на установку памятника наиболее известному российскому штурману подпоручику корпуса флотских штурманов Петру Пахтусову.

В 1885 году корпус флотских штурманов прекратил свое существование, через два года здесь был осуществлен последний выпуск. Но это не значит, что исчезла профессия штурмана. Это была отдельная каста, у них даже звания отличались от обычных флотских офицеров. Теперь штурманскую подготовку ввели в курс преподавания морского кадетского корпуса.

– Есть еще один адрес в Кронштадте. Это всем известная деревянная беседка, которая находится в сквере минного офицерского класса. В основном она известна тем, что там проводил свои опыты изобретатель радио Александр Попов. Но не все знают, что эта беседка Попову досталась в наследство от компасной обсервационной лаборатории.

Ее основал Иван Белавенец – один из штурманов, навигаторов, ученых, который работал в Кронштадте, где основал эту первую обсервационную лабораторию. Здесь он проводил работы по устранению девиации магнитных компасов, то есть влияния корабельного железа на показания магнитных компасов.

И вот как раз эта беседка была сделана без единого гвоздя как раз для того, чтобы исключить влияние железа. Именно здесь Александр Попов проводил свои эксперименты по радиосвязи.

Получается, что в конце 19 века штурманскую подготовку проходил каждый курсант морского кадетского корпуса. Интересно, а входило ли изучение штурманского дела в обучение современных кадет?

Капитан 1 ранга запаса Борис Блинков после окончания училища имени Фрунзе попал по распределению в Кронштадт. Он служил в должности командира штурманской боевой части на подводных лодках 25-й бригады:

– В настоящее время я работаю в Кронштадтском кадетском морском военном корпусе старшим воспитателем, начальником шестого курса. Это десятиклассники. Наши кадеты на занятиях по военно-морской подготовке получают основы – знакомятся с морской картой, инструментами, которые применяют штурманы, как прокладывать курс, снимать с карты широту, долготу или определять на карте широту и долготу того или иного объекта.

В этом 2022-м учебном году нам доверено участие в дальнем штурманском походе по маршруту Кронштадт – Севастополь с заходом на Кипр. Я думаю, что все кадеты получат хорошую практику, познакомятся более тесно с будущей морской специальностью, полюбят море.

В училище нас готовили для службы или выполнения обязанности штурмана, как на надводных кораблях, так и на подводных лодках. В первую очередь, готовили для службы на атомных подводных лодках. Мы изучали сложнейшие навигационные комплексы для стрельбы баллистическими и крылатыми ракетами, обеспечение точности.

Но попал я служить сюда, в 25-ю бригаду, где были лодки, скажем так, достаточно старые. Техника, которая стояла на этих лодках, была гораздо проще. Пользовались мы тем же, что и мои предшественники на протяжении предыдущих 20 лет. В надводном положении использовали и секстан для определения места корабля по солнцу или по звездам, как и древние мореплаватели, и первые открыватели Антарктиды, и другие известные мореходы и мореплаватели, флотоводцы.

Память о выдающихся представителях профессии, увековечивших свои имена в истории России, и традиции, заложенные ими, бережно хранятся теми, кто сегодня передает опыт и знания штурманской специальности молодым морякам.

Поделиться в соцсетях:

ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ