Информационный портал Курортного и Кронштадтского районов Санкт-Петербурга

Наталья Коваленко о футуристических перспективах комплекса в Разливе

Наталья Коваленко

В планах Музейного комплекса в Разливе подготовка выставки, на этот раз посвященной неолитическим стоянкам на территории Курортного района. Ее главной идеей станет наглядное представление археологии в действии. Наталья Коваленко, директор комплекса, рассказала о текущих реалиях культурно-исторического учреждения, поделилась планами на его развитие.

 

Краеведение в тренде

В начале августа состоялось празднование Дня поселка Разлив в музее «Сарай». В связи с пандемией, мероприятия прошли в онлайн-формате в группах музейного комплекса в соцсетях ВКонтакте и Instagram. После праздничного открытия была экскурсия с осмотром образцов деревянного зодчества поселка. Затем виртуальное поздравление получили его жители, которые сохраняют историю, дома и другие постройки.

ВКурсе: Краеведение теперь в тренде?

Наталья Коваленко: Некоторые владельцы строений, как поколениями связанные с ними, так и новые, проводят реставрацию своей исторической собственности с восстановлением ее архитектурного кружева. За последние пять лет эта тенденция стала стабильной. В частности, молодежь прониклась краеведением и идеей сохранения своего наследия.

Жители Разлива сохраняют историю дома

ВКурсе: Какова доля домов, которые представляют культурную ценность?

Наталья Коваленко: Для меня и тех, кто живет в Разливе, это каждый дом, который был построен с момента заселения этой части Сестрорецка, последней четверти XIX века. В том числе и дом семьи Николая Емельянова, который укрывал Ленина и Зиновьева в июле 1917 года. В планах создать в нем музей сестрорецкого рабочего Оружейного завода.

ВКурсе: Филиалом комплекса стал музей «Келломяки – Комарово» в одноименном поселке. На какой стадии оформление его культурно-исторического статуса?

Наталья Коваленко: Музейный комплекс в Разливе в этом году оформил в безвозмездную аренду от муниципального образования Комарово выставочный зал в здании, где расположился новый музей. Он создавался активными жителями поселка, краеведами. Инициатором стала Ирина Снеговая, с которой мы теперь коллеги. Она – наш сотрудник в должности заведующего отделом созданного музея.

Сейчас мы готовим к передаче в музей и включению в музейный фонд Российской Федерации данную коллекцию. Ведь чтобы считать этот филиал своим, они должны быть описаны, каталогизированы и инвентаризированы в книге поступлений. Далее следует публикация в государственном каталоге, и только после этого они приобретут официальный статус музейных ценностей.

Экспозиция музея Келломяки-Комарово

 

От музеефикации к эстетизации

ВКурсе: Как определяется ценность экспонатов?

Наталья Коваленко: Над этим работает экспертная фондово-закупочная комиссия. В нее входят наши научные сотрудники: главный хранитель музейных предметов и заместитель директора по научно-просветительской работе. Основное собрание состоит из предметов с комаровских дач известных людей — Лихачева, Гранина…

Приоритет отдается личным вещам, подлинным объектам. Это письма, телеграммы, открытки, другие рукописные, графические и живописные материалы. Из вещей – это книги, посуда и иные бытовые предметы, принадлежавшие видным деятелям искусства и культуры.

Предметы делятся на относящиеся к основному фонду и научно-вспомогательному. По правилам соотнесения экспонатов по фондам написана и утверждена замечательная инструкция 1985 года. Это по большому счету единственный основной документ для музейной работы. На основании экспертной оценки сотрудников мы принимаем решение, принимать экспонат или нет, и в какой именно фонд.

ВКурсе: Все, окружающее нас сегодня, не превратится ли когда-нибудь в сплошной музей?

Наталья Коваленко: Все вокруг – нет, не превратится. Но основная работа музеев сохранять и консервировать историю бытования. Вот, например, советскую массовую продукцию сохранять или не сохранять? Но, если бы не было музея дизайна в Москве и других коллекционных институций, мы сейчас не могли бы снимать фильмы с использованием продукции 1970-1980 годов, сделать выставку шедевров дизайна, узнать имена многих промышленных художников того времени.

Музейные экспонаты, их коллекции помогают воспитывать вкус, подсказывают новые решения. Люди, посещающие выставки, интересующиеся историей, со временем задумываются о благоустройстве места, где они живут. Это ведет к постепенной эстетизации общества, все взаимосвязано.

Музей Келломяки-Комарово

 

Премиальная наука

ВКурсе: В названии музейного комплекса есть уточнение – «историко-культурный». Означает ли это, что удалось найти баланс между научно-исторической и культурно-досуговой составляющими работы?

Наталья Коваленко: Выставки создаются из накопленного материала и исследований. Наш научный сотрудник Вячеслав Самоходкин уже защитился по теме, посвященной Григорию Зиновьеву. А Михаил Клименко, заместитель директора по науке и просветительской деятельности, занимается первобытной историей, неолитическими стоянками и археологическими раскопками.

Мы планировали создать тематическую выставку, которая называлась бы «Ленин и Зиновьев. Два героя Шалаша». Но из-за пандемии пришлось перенести. На странице музея в Instagram пользовались большим успехом совместные онлайн-дискуссии с нашим научным сотрудником, кандидатом исторических наук Вячеславом Самоходкиным.

Прямой эфир был посвящен Григорию Зиновьеву. Много исторического материала, посвященного соратнику Ленина, мы нашли в архивах Москвы и собраниях музеев.

В музее «Шалаш» начала работу выставка «Петроград 1917. Пульс революции»

ВКурсе: Должен отметить, что у музейного комплекса очень насыщенный график мероприятий.

Наталья Коваленко: Вот еще в музее «Шалаш» начала работу выставка «Петроград 1917. Пульс революции». Этот проект, который к 100-летию революции был впервые представлен в Манеже, затем демонстрировался в Перми и Нижнем Новгороде. Мы эту очень объемную по информационной насыщенности экспозицию вписали в наш павильон. Надеюсь, в год 150-летия Ленина она привлечет к себе внимание, посетители смогут узнать много нового для себя.

Еще одна наша будущая выставка будет посвящения краеведению и фотографам Сестрорецка и Курортного района. Они на летний период приезжали сюда со своими ателье, вслед за дачниками. 27 августа откроется выставка современного искусства в формате public art в музее «Шалаш»…

ВКурсе: Над чем сейчас работают ваши научные сотрудники?

Наталья Коваленко: Мы запланировали настолько грандиозный для нашего маленького музея проект, что я даже боюсь пока о нем говорить. Вернее, их два. Один вообще сейчас называть не буду. А другой как раз касается темы раскопок неолитических стоянок на территории Курортного района.

Наш музей работает над созданием проекта установки памятных знаков, указывающих на эти стоянки. Надо согласовать проект с профильными комитетами, местным самоуправлением и лесничеством. Ведь некоторые раскопки велись на берегу Сестрорецкого разлива, в границах городских лесов.

Раскопки неолитических стоянок на территории Курортного района

ВКурсе: Что же увидят посетители выставки?

Наталья Коваленко: Вообще, археологические выставки самые сложные. Потому что механизм, инструменты и сама возможность показа предметов должны быть визуально удобными для людей. При этом каждый предмет, даже самый маленький черепок, должен быть изучен большим количеством специалистов.

На выставке, которая планируется, мы хотим показать, конечно, не все черепки, которые нашли на территории района. Главной идеей станет демонстрация посетителям самого процесса археологических раскопок, — какие специалисты их проводят, что они находят, какие документы для этого необходимо согласовывать, как происходит процесс введения в научный оборот. Показать людям археологию в действии, насколько это на самом деле сложно.

ВКурсе: А как же «черепки»?

Наталья Коваленко: Находки хранятся в Кунсткамере и Эрмитаже. У нас ничего не могло остаться, поскольку музей, как юридическое лицо, существует только с 2005 года. Здесь никакой научной деятельности раньше не велось. Были заведующие и экскурсоводы, которые привозили группы в музеи «Шалаш» и «Сарай».

Это связано с тем, что инфраструктурные объекты всегда были частью разных ведомств. Кафе, книжные ларьки, транспорт, экскурсоводы, даже озеленители и дворники не относились к музею. Учреждение никогда ни за что не платило, его не существовало как юридического лица, которое имело возможность это сделать. В 90-е годы все изменилось.

Сегодня мы создали музей истории района, где музей «Шалаш» – его неотъемлемая часть. Краеведческие проекты довольно успешны на региональном уровне. Наша выставка «Многоконфессиональный Сестрорек» была отмечена премией «Музейный Олимп». И, надо сказать, что тогда номинантами были Гатчина, Петергоф, Пушкин.

ВКурсе: Серьезная конкуренция…

Наталья Коваленко: Наша премия объединяет более ста музеев Санкт-Петербурга. Между ними большая разница, в том числе и по масштабу. У каждого – своя специфика. И получить диплом премии достаточно сложно.

Музейный комплекс в Разливе

 

Музей, как генератор доходов региона

ВКурсе: Большинство музеев – планово убыточные. Но они генерируют косвенные доходы для регионов за счет создания туристического трафика. Каков мультипликативный эффект Музейного комплекса в Разливе? Насколько он является генератором дохода для Курортного района, его инвестиционной привлекательности?

Наталья Коваленко: Благодаря музею «Шалаш» сохранилась огромная территория незастроенного берега озера Разлив. Из города люди приезжают сюда отдохнуть. Работает ресторан, кафе на пляже. И я считаю, что наш музей, конечно же, является генератором развития территории.

К тому же, музей В. И. Ленина «Шалаш» — общероссийский бренд, все о нем знают. И его поддержание в достойном виде позитивно влияет на статус администрации и руководства района. Его потеря оставила бы большой негативный шлейф на общем восприятии региона.

Косвенные доходы от работы музеев район получает благодаря транспортным компаниям, ресторанам, парому, который ходит из Сестрорецка в «Шалаш», обслуживающих наши экскурсии. Для региона это удобная и значимая коллаборация.

Сегодня мы создали музей истории района, где музей «Шалаш» – его неотъемлемая часть

ВКурсе: Какой объем трафика в Курортном районе приходится на музейный комплекс?

Наталья Коваленко: В «Шалаш» приезжают гости из города, других регионов, отдыхающие в пансионатах Курортного района. Посещаемость территории очень высокая. По подсчету с видеокамер, это не менее 100 тысяч человек в год. Примерно 12% из них – аудитория наших экспозиций.

Территория открытая и люди, в основном, прогуливаются, на экспозиции заходят реже. Оно и понятно, посещение музея – работа духовная. Но, хуже то, что даже многие жители Сестрорецка не знают о существовании музея «Шалаш».

В прошлом году мы работали в парке «Дубки» в День города Сестрорецка, представляли две выставки, стоял большой стенд. И почти половина посетителей была приятно удивлена тем, что мы, оказывается, еще существуем.

 

Под патронатом администрации района

ВКурсе: Музей стал не только историческим, но и краеведческим, посвященным истории Курортного района Санкт-Петербурга. Как администрация района принимает участие в развитии музейного комплекса, с учетом краеведческого аспекта его деятельности?

Наталья Коваленко: Администрация Курортного района является нашим непосредственным учредителем, руководителем и финансовым обеспечителем. А зарабатываем мы примерно 1 к 10, даже 0,5 к 10 от той суммы финансирования, которая к нам поступает из бюджета Санкт-Петербурга. Это открытая информация.

И хотя финансирование объектов социальной инфраструктуры всегда было в приоритете, нам все же хватает средств и на капитальный ремонт, и на косметический.

ВКурсе: Порядка 32 миллионов рублей госдотации, при запланированных доходах в районе 1 миллиона…

Наталья Коваленко: У нас около полутора-двух миллионов получается в доходной части. Но они же и расходуются на улучшение обслуживания посетителей. К примеру, мы проводим детские мероприятия, включающие познавательную прогулку, мастер-класс и даже мини-спектакль. Билет стоит 160 рублей.

Мероприятия для детей в музее Сарай

В плохую погоду, что для Петербурга не редкость, детям предлагаем чай из самовара. В итоге, стоимость участия в увлекательной экскурсии покрывает только наши затраты, связанные с приобретением расходных материалов. К тому же, у нас скидка для многодетных семей и других льготных категорий. Люди с ограниченными возможностями обслуживаются совершенно бесплатно.

ВКурсе: В чем заключается краеведческая работа музейного комплекса?

Наталья Коваленко: Мы знакомим людей с методами изучения истории рода, семьи. У нас были проекты по реставрации домашних реликвий, обновлению их вида, сохранению архитектурных деревянных кружев. Детям рассказываем о музее. На мероприятиях, в рамках которых мы раскрывали принципы работы музеев, структуры фондов, знакомили их с работой хранителей и фондохранилищ, рассказывали об экспозициях и экспонатах.

Тем не менее, музеи не могут быть абсолютно открытыми организациями, понятными для всех. В них хранятся очень большие ценности. Это определенная структура, связанная с их хранением, обслуживанием и реставрацией.

ВКурсе: А разве музеи не являются учреждениями Минкульта?

Наталья Коваленко: Наш комплекс не относится непосредственно к Министерству культуры, так как не является федеральным музеем. Его признали «достопримечательным местом» с декабря 2017 года. В определенной степени взаимодействие существует – проводятся консультации, различные согласования.

 

Меценаты и клуб друзей

ВКурсе: Есть ли потребность в дополнительном финансировании музейного комплекса со стороны фондов, меценатов?

Наталья Коваленко: Нас поддерживает местный бизнес, есть постоянные меценаты. Например, АО «Третий парк» в 2004 году совместно с администрацией района приняло план работ по восстановлению музея. Были выделены большие финансовые средства на ремонт, замену окон, создание экспозиции.

Эта старейшая в Санкт-Петербурге транспортная компания продолжает поддерживать музей. По нашей просьбе она предоставляет транспорт на льготных условиях либо бесплатно, в зависимости от ситуации. Плюс у нас льготные проездные для наших сотрудников.

Сейчас создается клуб друзей музея, где мы активно взаимодействуем с местным сообществом. Налаживаются контакты с людьми, которые могут быть полезны или помочь. А главное заключается в том, что у них появилось желание это делать.

В целях поиска финансирования на создание выставок и культурных проектов мы периодически участвуем в грантовых конкурсах.

Праздник в музее Сарай

 

Антропогенная нагрузка

ВКурсе: Вы сказали о более чем 100-тысячном трафике людей. Как антропогенная нагрузка влияет на объекты, на памятники?

Наталья Коваленко: Не могу сказать, что акты вандализма нас мучают, и люди целенаправленно что-то портят. Конечно, дети могут что-то не нарочно сделать, а родители – не уследить. Например, семья в лес приехала, остановилась у памятника, ребенок взял палку. И пока родители фотографируют шалаш, он наши стенды поцарапал. Конечно, и дорожки уже не в лучшем состоянии…

Вообще, обслуживание территории музея «Шалаш» это очень больной вопрос. Дело в том, что к нему относится всего 2,2 Га земли – полторы сотни метров дороги, луг с павильоном и площадка вокруг памятника. А вся пешеходная дорожка тянется больше километра, плюс пирс. В 90-е годы вандализм был колоссальный, там и пирс разбирали, все, что могли, растащили, металл сняли с верстовых столбов, фасадов, пытались плиты увезти и облицовку от здания.

ВКурсе: Глядя на нынешнее обустройство территории, трудно поверить в такие ужасы…

Наталья Коваленко: Конечно, сейчас такого нет. Но еще в 2011-2012 годах мне приходилось применять жесткие меры по отношению к рыбакам, которые привыкли рыбачить с пирса. Им непременно надо было прямо к берегу подъехать на своих машинах. А там ведь пешеходная дорожка в три метра шириной. Она не предназначена для проезда на транспорте.

И мы вот с этими рыбаками очень долго работали над тем, чтобы они прекратили срывать цепи, разбивать шлагбаумы, раскрашивать их. Ходите пешком, мы не против. Я, директор, тоже хожу пешком. Там расстояние по этой дорожке метров 300, прогуляться – плохо не будет. И получается, что у нас маленькая дорожка, но мы все равно следим за всей территорией.

ВКурсе: Удается?

Наталья Коваленко: Вопрос антропогенного влияния решаем в комплексе. Но на это требуется время. И пока оно тянется, нагрузка на работников «Шалаша» большая. Мусора много. Естественно, люди приезжают на природу и многие берт с собой перекус. Я не возражаю, мы работаем для людей. Мне нравится, когда к нам приезжают.

Антропогенная нагрузка

Мы и экспозиции делаем, и выставки, а также убираем за своими посетителями. Наша работа, с одной стороны – показать, а с другой – сохранить. Вот мы и стараемся найти баланс. Для меня важно и то, и другое.

Если посетители протоптали дорожку по газону, значит, я неправильно запланировала удобный проход. По большому счету, такая нагрузка есть во всех парках, которые обслуживают места общего пользования – тротуары и все остальное.

Очень хорошо, когда люди высказывают свое мнение в ключе предложения, не обвиняя, давая шанс для обсуждения. Тем не менее, я стараюсь лично отвечать на редкие жалобы, которые нам пишут. Смотрителям дана инструкция, предлагать возмущенным посетителям связаться со мной по сотовому. Еще ни разу никто не позвонил…

 

Футуристические перспективы

ВКурсе: Используются ли технологии удаленного доступа к объектам и экспонатам музейного комплекса? Есть ли у мультимедийного формата будущее, на ваш взгляд?

Наталья Коваленко: Мы ведем онлайн-трансляции, создаем фильмы, видеоролики, которые выкладываются в социальные сети. Благодаря поддержке администрации района купили хорошую технику, включили в наш штат профессионала. В мультимедийной коллекции представлены интерактивные карты, инсталляции, проекции, видео.

Это дорого, но в планах приобрести оборудование для VR-игры, которая была специально создана для экспозиции в музее «Сарай». Нужны VR-очки, мощная компьютерная техника. Планируем работать и с дополненной реальностью.

ВКурсе: Звучит как футуристический сценарий из фантастического фильма…

Наталья Коваленко: Мы только начинаем активно осваивать новые пространства. Конечно, у нас есть и квест интерактивный, и запущены приложения, где можно посмотреть наши достопримечательности. Но такой экспозиции, какую музей РЖД создал, мы пока не можем себе позволить. Надо понимать, что музейный комплекс всего лишь пару лет как решил многие внутренние вопросы. Практически все финансирование направлялось на решение хозяйственных вопросов.

С решением таких значительных проблем как, например, восстановление водопровода, инфраструктурных задач, реставрации памятника музея «Сарай», ремонт экспозиционного павильона музея «Шалаш», создание филиалов и их обустройство, мы постепенно смогли увеличить финансирование непосредственно культурно-массовых мероприятий. Хватило даже на интерактивные проекты.

Выставку «Петроград 1917» планируем оставить у нас года на два. При этом мы начали работу по созданию своей новой постоянной экспозиции. В ней будут применены всевозможные современные технические средства визуализации и воздействия. Для нас это очень актуально, потому что музейных предметов, непосредственно связанных с Лениным или Зиновьевым, у нас крайне мало. Будем удивлять посетителей, в основном, мультимедийным контентом, созданным специально для нас.

Музей Сарай

ВКурсе: Каковы перспективы развития в этом направлении?

Наталья Коваленко: Главная и наиболее сложная задача музейщика и экспозиционера – сконцентрировано донести до зрителя самое важное. Для этого как раз и нужно использовать все доступные технические средства, чтобы человек вышел с пониманием идеи выставки, которую он посетил.

Я весьма позитивно отношусь к мультимедийным экспозициям. Но они, ни в коей мере, не отменяют классической формы работы через презентацию подлинного музейного предмета. Его не заменит интерактивный зал кинотеатра.

Поделиться в соцсетях:

ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ