Информационный портал Курортного и Кронштадтского районов Санкт-Петербурга

Алексей Шмелёв: «Парк грузоподъемных кранов обновляется на… 1% в год»

Алексей Шмелёв стал одним из ста финалистов всероссийского конкурса «Лидеры строительной отрасли»
Фото: Наталья Шмелёва

Алексей Шмелёв стал одним из ста финалистов всероссийского конкурса «Лидеры строительной отрасли». Падение автокрана на яхту у Тулонской аллеи в Кронштадте 18 июля он считает результатом кадровых проблем и отсутствия четкого регулирования в отрасли.

С 2014 года Алексей Шмелёв руководит компанией по обеспечению механизации строительных процессов, в частности, эксплуатации грузоподъемных механизмов. А до этого он в течение семи лет участвовал в строительстве атомных электростанций, среди которых Калининская, Ростовская, Калининградская и Белорусская АЭС.

На днях Алексей стал одним из ста финалистов всероссийского конкурса «Лидеры строительной отрасли». Конкурс, в котором участвовали почти 10 тыс. человек, проводится Всероссийским центром национальной строительной политики при поддержке Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Выходу в финал руководителю петербургской компании «УМ 707» помог его проект на тему «Старение и износ строительной техники как сдерживающий фактор развития строительной отрасли в целом». В нем автор обращает внимание на неприемлемое, с его точки зрения, состояние технической вооруженности отрасли и проблему обновления парка строительных механизмов. В своем исследовании он предлагает несколько способов решения проблемы.

Случай с падением автокрана на яхту у Тулонской аллеи в Кронштадте 18 июля во время ее спуска на воду, по мнению эксперта в области эксплуатации грузоподъемных механизмов, обнажает ряд проблем отрасли. В частности, несовершенство российского законодательства, дефицит высококвалифицированных кадров и устаревшие технологии производства.

«К сожалению к этому случаю привело стечение ряда обстоятельств, — сказал Алексей Шмелёв. – Все работы по подъему грузов должны выполняться по проекту производства работ крана. Но он, очевидно, отсутствовал, как впрочем, отсутствовали и аттестованные специалисты, выполняющие эти работы».

В настоящее время рынок аренды грузоподъемных кранов находиться в непростой ситуации. При заключении договоров аренды, заказчики, проводящие конкурсные процедуры, опираются на цену договора. На задний план отходят такие важные аспекты, как качество, эффективность и безопасность оборудования. В результате, компании предоставляющие услуги аренды кранов, не имеют возможность обновлять свой парк технических устройств, что зачастую приводит к авариям, порой с человеческими жертвами.

В своем конкурсном проекте Алексей Шмелёв обращает внимание представителей отрасли на ухудшающееся состояние строительной техники. Порядка 70% эксплуатируемых подъемных сооружений отработало свой нормативный срок эксплуатации, т.е. имеют возраст старше 15-20 лет. А обновление их парка колеблется в пределах 1% в год.

ВКурсе: Подъемные краны представляются сложными механизмами. Разве могут ими управлять, скажем, недостаточно профессиональные работники?

Алексей Шмелёв: Для предотвращения подобного, разработан целый ряд административных мер в виде законодательства в области промышленной безопасности и контролирующих органов в лице Ростехнадзора. При исполнении требований законов, естественно, нахождение на кране неквалифицированного персонала исключается. Но это в том случае, если соблюдать законодательство.

С 2013 года грузоподъемные краны вынесены в четвертую группу безопасности и проверки организаций, осуществляющих эксплуатацию данных технических устройств, прекращены. Часть организаций прекратили соблюдение требований установленных правил. Таким образом, появилась лазейка, по которой недобросовестные эксплуатирующие организации имеют возможность привлекать для работы неквалифицированный персонал.

ВКурсе: Это, возможно, справедливо для автокранов. Но с башенными такая лазейка ведь не сработает?

Алексей Шмелёв: С эксплуатацией башенных кранов тоже все непросто. И об этом, в своих ежегодных отчетах, пишет тот же Ростехнадзор. Строительные механизмы с истекшим сроком эксплуатации снимают с учета, выводят из-под ведения Ростехнадзора и просто ставят на строительном объекте. На площадках все еще работает большая доля грузоподъемной техники старше 40 лет, встречаются краны и старше 50 лет.

Сейчас импортный башенный кран 80-90-х годов, т.е. с истекшим сроком эксплуатации, можно купить в пределах 1,5-2 миллионов рублей. Для сравнения, новый импортный кран с перевозкой и таможенными платежами обойдется от 30 до 35 миллионов рублей. При такой разнице цен компаниям, которые стараются обновлять парк строительной техники, сложно конкурировать на рынке!

ВКурсе: Насколько активно на сегодняшний день обновляется парк грузоподъемной техники?

Алексей Шмелёв: В пределах 1% в год. В стране слабо развито производство современной строительной техники, а ввоз из-за рубежа затруднен по причине высокой стоимости валюты и таможенных платежей. На мой взгляд, данный сегмент отрасли самостоятельно справиться с проблемой не сможет, необходима помощь государства.

ВКурсе: Но ведь растут объемы высотного строительства. Разве не должен расти и спрос на соответствующую высокоэффективную и безопасную технику?

Алексей Шмелёв: Президент России Владимир Путин, обращаясь к федеральному собранию, отметил, что строительная отрасль начала выход на стадию уверенного развития, и уже ежегодно вводится в строй миллионы квадратных метров жилья, но отметил, что этого по прежнему мало. Так вот, чтобы ускориться, увеличить объемы строительства, нам нужны новые технологии, новые законы, и новый взгляд на организацию механизации строительных процессов.

Правительство страны собралось в полной мере развить строительную отрасль. Пересматриваются некоторые законы, готовится цифровизация документооборота. Все делается, чтобы ускорить процесс строительства. Но при этом совершенно забывается о техническом вооружении.

ВКурсе: Как победа в конкурсе поможет вам реализовать ваши цели?

Алексей Шмелёв: Своим проектом я обращаю внимание участников отрасли на все ухудшающееся состояние строительной техники, вызванное моральным и физическим износом и практически отсутствующей положительной динамикой обновления этих технических устройств.

В случае победы в конкурсе, я надеюсь сместить парадигму с финансовой составляющей на безопасность и качество предоставления услуг в отрасли. Ведь для вывода ее на путь устойчивого развития необходимо решить ряд важных проблем, таких как несовершенство российского законодательства, дефицит высококвалифицированных кадров и устаревшие технологии производства.

***

В День строителя, 8 августа, состоится очный финал конкурса «Лидеры строительной отрасли». На нем председатель его комитета Александр Моор объявит имена тридцати победителей. Их проекты войдут в общую стратегию развития строительной отрасли до 2030 года.

Поделиться в соцсетях:

ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ