Информационный портал Курортного и Кронштадтского районов Санкт-Петербурга

Незабытое Прошлое | Вилла «Мерихови» часть 2

К сожалению, до сегодняшнего дня вилла Мерихови не сохранилась. Так же, как и большинство вилл на морском побережье – она была утрачена во время военных действий в сороковых годах прошлого века. Но иногда кажется, что больше утрат принесло мирное время, а особенно девяностые годы, когда то и дело вспыхивали пожары, доедая полуразвалившиеся дачи. И сегодня в красной книге краеведов – более 20 дач, требующих срочной реставрации. И это только те постройки, которые признаны памятниками регионального, а то и федерального значения.

На обширном участке в несколько десятков гектар, расположившемся по обе стороны приморской дороги от Оллила (нынешнего Солнечного) до современного пансионата Балтиец, Николай Александрович Ридингер, а позже его сын – Борис Николаевич – построили более сорока дач. Часть этих дач принадлежала многочисленным родственникам, часть сдавалась. Самая большая и, судя по фотографиям, очень красивая вилла Мерихови – стала любимым и уютным домом для семьи барона Ридингера.

Единственный, если не считать Репинские Пенаты, деревянный дом, который многие называют Домом Ридингера, сохранился на берегу залива и долгое время был одним из корпусов санатория «Репино». На самом деле этот участок территории обширных владений Ридингеров, принадлежал Алексею фон Кноррингу, племяннику Николая Александровича, а затем был продан купцу Крючкову. И, видимо, уже Крючков построил это здание, сохранившееся до наших дней. Об этом доме и о времени, проведенном в нем, рассказывают в своих воспоминаниях потомки, но это уже другая история.

От морского дворца – Мерихови – остались только несколько фотографий. А еще – несколько картин Ивана Шишкина, которые он написал вблизи виллы, на побережье Финского залива. Мерихови упоминается в названиях картин. Неудивительно, что эти места привлекали художников разнообразием и величием природы.
Но как оказался здесь знаменитый русский живописец?

Лидия Шишкина, старшая дочь художника Ивана Ивановича Шишкина, вышла замуж в 19лет, вопреки воле отца, за сына Николая Александровича Ридингера, Бориса. Но любящий отец, Шишкин недолго сердился на дочь и стал часто гостить в Куоккала, на вилле «Мерихови», с удовольствием работал там.

Именно Шишкин, пригласив однажды в гости Илью Ефимовича Репина, предложил ему подумать о постройке дачи в Куоккала. Уже после смерти Шишкина, В 1899 году Наталья Борисовна Нордман-Северова приобрела у барона Ридингера участок с домом, который всемирно известен сейчас как Репинские «Пенаты».

История дачных поселений на Карельском перешейке многообразна. Дореволюционный период, финский период, советский, постсоветский. Менялись люди, менялись хозяева дач, дачи рушились и горели, сохранившиеся – заселялись новыми жильцами, и снова рушились…

Сегодня что-то еще можно спасти, бережно отреставрировать. Найти этим зданиям новое применение – будь то музейные пространства, художественные мастерские, туристические комплексы. Да мало ли идей! Но времени остается все меньше и меньше… Что мы оставим потомкам? Красивые, ухоженные дома или выцветшие фотографии и руины? Время покажет…

Поделиться в соцсетях:

ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ