В минувшем году в Зеленогорске ввели в эксплуатацию новую современную детскую поликлинику, открылся автосервис, продолжается строительство новой торговой площадки, возводится жилой дом. О том, что ожидает город и местное самоуправление в обозримом будущем рассказал глава муниципального образования Борис Семенов.
Бюджет и дотации
ВКурсе: Насколько Зеленогорск обеспечивает свои потребности?
Борис Семенов: В 2020 году дотации и субсидии составили порядка 35% бюджета Зеленогорска. При этом собственные доходы муниципального образования превысили 37%. Наш бюджет формируется из поступлений, как налоговых, так и неналоговых.
ВКурсе: Что подразумевается под неналоговыми поступлениями?
Борис Семенов: Например, доход от оказания платных услуг казенными бюджетными учреждениями, продажи имущества. Конечно, с точки зрения обывателя, все это – налоги. В то же время это, как я сказал выше, еще и неналоговые, а также безвозмездные поступления.
ВКурсе: Поможете понять разницу?
Борис Семенов: И дотации, и субсидии, и субвенции относятся к категории безвозмездных поступлений в бюджет нашего муниципального образования. Но, если из госбюджета дотации предоставляются без условий их использования, то субсидии носят уже целевой характер. А вот субвенции по межбюджетному трансферту обеспечивают расходные обязательства по переданным нам полномочиям. Они имеют конкретные цели, отклонения от которых недопустимы.
В минувшем году доля субвенций в бюджете Зеленогорска составляла порядка 26%. Деньги передаются на финансирование различных программ, например, опеку и попечительство. Или, вот еще пример, мы обслуживаем 57 муниципальных дорог.
Бюджетные цели
ВКурсе: На что расходуются средства?
Борис Семенов: Львиная доля бюджета тратится на благоустройство, содержание и уборку города. У нас дороги, внутриквартальные территории, озеленение, много газонов. Это из того, что на виду. Затем идет все остальное – организация праздников, проведение спортивных и досуговых мероприятий. Но это уже не настолько значительные средства.
ВКурсе: Есть приоритетные направления?
Борис Семенов: Как я уже сказал, это благоустройство территорий. Чтобы везде было чисто, а где нужно – отремонтировано. У нас в этом направлении ведется планомерная работа. Ее часть мы реализуем в рамках программы «Комфортная городская среда». Стараемся, чтобы детские и спортивные площадки, которые мы построили, обновлялись и ремонтировались вовремя, соответствовали всем нормативам и пожеланиям горожан. Это – основная хозяйственная задача.
В условиях ограничений из-за пандемии, случившейся в этом году, не был израсходован бюджет по программе «физкультура и спорт». Его мы исполнили только на шестую часть, в районе 15% от запланированного объема.
ВКурсе: Неизрасходованную часть можно перенести на следующий год или ее нужно вернуть?
Борис Семенов: Мы можем принять решение, чтобы переходящий остаток перенести на что-то другое. Есть такое понятие, как расходные обязательства, которые можно сделать и в этом году, и в следующем. С учетом того, что из-за известных ограничений мы многое не смогли реализовать сейчас, переходящий остаток будет. У нас не состоялись запланированные празднования Дня города и 9 мая, на которые были запланированы расходы.
Это достаточно серьезные суммы, которые мы не смогли потратить по объективной причине. Поэтому сейчас основная работа во всех муниципалитетах – это формирование бюджета. Он должен быть социально ориентированным, прежде всего. Мы стремимся, чтобы город был комфортным, современным, чтобы было приятно в нем жить.
Статус муниципального образования
ВКурсе: Что представляет собой местное самоуправление?
Борис Семенов: Это способ реализации гражданами своей власти. По логике и конституции, она принадлежит народу. Право осуществляется через либо непосредственное самоуправление, либо выборное представительство. Местное самоуправление не входит в структуру власти, у нас нет строгой иерархии подчинения. Но мы действуем сообща с исполнительными структурами, закрывая вопросы местного значения.
ВКурсе: Что вы имеете в виду под исполнительными структурами?
Борис Семенов: После выборов депутаты совета инициируют конкурс на замещение вакантной должности главы местной администрации. Ведь именно местная администрация наделена непосредственными полномочиями по реализации вопросов местного значения. И если депутаты не обязаны иметь какое-то специальное, например, экономическое образование, то в распорядительном органе все сотрудники должны соответствовать определенным стандартам – образование, курсы повышения квалификации.
Местной администрацией единолично управляет ее глава. Конкурс на замещение этой должности проводит комиссия, в которую входят три депутата. Мы уведомляем также исполнительный орган власти и комитет территориального развития. И вот три депутата и представитель от администрации, представитель от ЗакСа и комитета по территориальному развитию решают, кто из представленных кандидатур займет эту должность.
ВКурсе: Что изменилось с принятыми поправками в Конституцию? Или они еще не актуализировались в законодательство и подзаконные акты?
Борис Семенов: Конституционные поправки однозначно определили цель единства системы публичной власти, в которую входит и местное самоуправление, и взаимодействия всех ее органов. Это означает, что любой вопрос граждан должен решаться на том уровне, на котором это наиболее эффективно — поселенческом, районном (окружном) или региональном.
Во всяком случае, конституционным источником власти остался народ. Понятно, что законодательство будет реформироваться со временем. Например, в Курортном районе 11 муниципальных образований. Среди них есть крупные муниципалитеты, такие как Сестрорецк с 37 тысячами жителей и Зеленогорск с 15 тысячами. Но есть и поселки, где избирателей человек 200. Может, имеет смысл объединить некоторые из них в будущем?
Бизнес
ВКурсе: Какие производства в Зеленогорске обеспечивают его жизнь и развитие?
Борис Семенов: Мы понимаем, что крупные производства играют роль некоего донора для региона. Но в Зеленогорске их, к счастью, нет. Сюда приезжают отдыхать. Здесь в приоритете гостиничный бизнес. Еще с советских времен, хоть и в меньшем количестве, остался кластер пансионатов. Почти все они ведомственные.
Сейчас, например, «Белое солнце» — это таможенники, «Балтийский берег» — метрополитен. Еще «на плаву» замечательный отель «Гелиос», очень известный курорт «Северная Ривьера» по-прежнему принимает гостей, пансионат «Черная речка» работает как кардиологический центр. А уж «Сестрорецкий курорт» – крупнейшее предприятие.
Если по побережью посмотреть – их много. Хотя некоторые прекратили свое существование. Я ведь родился и вырос здесь. Помню советское время, хотя и мальчишкой был тогда.
ВКурсе: Вообще как-то целые страны живут за счет туризма, предоставления курортных услуг, бальнеологических и т.д.
Борис Семенов: Во-первых, сезонность здесь совсем не такая, как в тех странах. Но, хоть это не Турция и, тем более, не Африка, едут сюда круглый год. Природа здесь уникальная, воздух соснового леса и моря создают благоприятную среду для лечения сердечно-сосудистых заболеваний. Поэтому люди приезжают со всей страны.
ВКурсе: И зима, должно быть, красивая…
Борис Семенов: Зима замечательная. Я считаю, что лучшего и не надо – зимой у нас есть снег, можно кататься на лыжах, в снежки поиграть, а лето достаточно теплое, чтобы поплавать в заливе и озерах.
ВКурсе: Почему же это баснословных прибылей не приносит?
Борис Семенов: Потому что остается на зачаточном уровне. Нет крупных современных физкультурно-оздоровительных комплексов с бассейном и ледовой ареной, нет лыжного и биатлонного стадиона, да много чего еще хотелось бы.
Непромышленный сектор экономики
ВКурсе: Зеленогорск открыт для предприятий непромышленного сектора?
Борис Семенов: В свое время в Зеленогорске была испытательная площадка крупного и известного предприятия «Красный октябрь». Здесь филиал завода проводил испытания редукторов вертолетных двигателей. И это было единственное из промышленных предприятий. Сейчас оно практически не функционирует.
ВКурсе: И экологию не портит.
Борис Семенов: В свое время портили. Там ведь использовался гептил (диметилгидразин ). Люди, которые непосредственно с ним работали, умирали от онкологии. Хорошо, что таких предприятий у нас в городе, да и поблизости от него, больше нет. Даже старые котельные закрылись, как, например, Александровская. Их заменили газовые модульные котельные.
Теперь здесь развивается рекреационная медицина – это профилактории, санатории, пансионаты, ведомственные здравницы. Функционирует гостиничный бизнес. Жителей обслуживают свои взрослая и детская поликлиники. Кстати, детская – вновь построенное здание, в прошлом году ввели в эксплуатацию. Старая была 1952 года постройки, маленькая, двухэтажная. Невозможно было установить современное техническое оборудование, в маленьких кабинетах негде было разместиться.
Тем не менее, некоторые жители выступали против строительства корпуса детской поликлиники. Боялись, как бы их девятиэтажные дома стандартной советской постройки не развалились от того, что рядом будут забивать сваи. И администрация района, и депутаты парламента, и местные депутаты вместе сумели убедить людей в безопасности работ. Вместо свай сделали цельномонолитную плиту и на ней возвели четырехэтажное здание детской поликлиники.
Кроме этого, у нас одна начальная школа, один лицей, две общеобразовательных школы.
ВКурсе: Школы бюджет не пополняют…
Борис Семенов: Да, они финансируются из бюджета. Как и весь комплекс социального обслуживания населения.
ВКурсе: Есть ли у Зеленогорска инвестиционная привлекательность?
Борис Семенов: На мой взгляд, есть. Даже в такое трудное время, в пандемию, бизнес приходит – открылся новый автосервис, строится магазин, возводится жилой дом. Наверное, никогда здесь не будет каких-то крупных предприятий. Это же город-курорт! Зачем нам заводы-фабрики?
А вот туристический кластер почему-то развивается недостаточно активно. В Петербурге нет практически ни одного лыжного стадиона, и хорошо бы построить его в Зеленогорске. Гостиницы и рестораны тоже лишними не будут. Ведь, к примеру, многие едут транзитом через Зеленогорск в направлении горнолыжного курорта «Пухтолова гора», а также в «Игору», круглогодичный курорт со СПА-комплексом и «Ледовым дворцом». Сама зима делает город привлекательным для инвестиций.
ВКурсе: Да и летом неплохо.
Борис Семенов: Да, летом у нас тоже хорошо. В Зеленогорском парке культуры и отдыха оборудован контактный зоопарк, построена аэротруба. В Танцевальном павильоне проводятся выставки художников высокого уровня. Театральный домик скоро появится.
Доступность территории
ВКурсе: Для развития территории необходима ее доступность.
Борис Семенов: Эта территория начала развиваться после того, как построили железнодорожную дорогу. В конце 19 века появилась ветка, которая соединила Петербург и Выборг. Тогда здесь и началось строительство дач, потому что появилась доступность.
Здесь могут позволить себе поселиться достаточно состоятельные люди. А это другие требования к обслуживанию, культуре. Но все-таки климат создает определенные трудности, например, яхт-клубу.
К нам как-то делегация из Италии приезжала зимой. Их пригласили пообедать в яхт-клубе. Потрясающе выглядели пирсы для яхт в снегу и полностью замерзшая поверхность залива. Но для гостей с юга Европы это было шоком. Они отметили, что слишком короткий сезон делает невыгодным такой бизнес.
ВКурсе: Но красивая зима, о которой вы говорили, тоже способна дать определенные преимущества.
Борис Семенов: В прошлом году, мало что пандемия, так еще и снега не было. Я очень люблю на лыжах покататься. Для школьников Зеленогорска мы постоянно организуем выезды на горнолыжный курорт «Пухтолова гора». Договорились с руководством курорта, они бесплатно предоставляют детям время в будние дни раз в 2 недели.
Минувшей зимой ни разу не катались. Температура стояла такая, что снежная пушка (снегогенератор) не справлялась с наморозкой снега – все таяло.
Курсе: Есть ли какие-то такие привилегии, бонусы предпринимателям, которые готовы инвестировать в город?
Борис Семенов: Есть некоторые определенные бонусы для всех инвестиционных проектов. Но чтобы непосредственно Курортный район предоставлял льготы кому бы то ни было – такого нет. Более того, например, есть участок практически в центре Зеленогорска. Собственник выставил на торги право его аренды на условиях инвестирования. На участке нужно будет построить здание, провести коммуникации… Дешевле просто выкупить у частника землю и спокойно строиться без каких-либо инвестиционных условий.
Ко мне как-то обратился депутат Госдумы и попросил прокомментировать схожую ситуацию. Я, в свою очередь, пообщался с нашими предпринимателями, спросил их мнение, стали бы они строиться или нет при таких инвестиционных условиях. А люди уже прошли все этапы, построили здесь магазины, автомойки, сервисы, умеют считать деньги. Они ответили – невыгодно.
ВКурсе: Как местный бизнес участвует в развитии Зеленогорска, берет он на себя социальную ответственность?
Борис Семенов: У нас практически со всеми, кто ведет свой бизнес на территории города, выстроен диалог. И, конечно, иногда обращаемся к ним с просьбой что-то сделать для жителей. Например, помочь в проведении Дня города или других праздников, в качестве социальных волонтеров их привлекаем.
Бывает, неравнодушные люди выражают желание кому-то помочь, поучаствовать в благоустройстве города. Ну, мы подскажем. Но стараемся все сделать сами, бюджет это позволяет.
Во что инвестировать?
ВКурсе: В каких инвестициях нуждается Зеленогорск?
Борис Семенов: Кроме тех объектов, о которых говорил ранее, в городе нет хорошего кинозала. В Зеленогорском ЦПКиО строительство киноконцертного комплекса включено в адресную инвестиционную программу на 2022 год. А то ведь встречи местного самоуправления с населением то в школе проводим, то в Танцевальном павильоне в парке. Даже труппе театральной не приехать – негде выступать, просто кино посмотреть негде. Так культурная событийность в городе теряется.
Инфраструктура для жителей
ВКурсе: С какими социальными и бытовыми проблемами сталкиваются жители Зеленогорска?
Борис Семенов: Жители хотели бы больше магазинов, особенно сетевых, чтобы шире был выбор.
ВКурсе: Что у вас случилось с магазинами?
Борис Семенов: Сейчас у нас возле вокзала строится здание, где появятся дополнительные площадки под магазины. А пока есть одна «Пятерочка», далековато от центра. Проблема в том, что свободных помещений в городе нет, где могли бы разместиться торговые сети. Когда частный бизнес строится, он не всегда оказывается в центре. Где был участок, там и построили, грубо говоря. И тогда возникает транспортная проблема.
До «Пятерочки» можно доехать только на машине. Пешком из центра Зеленогорска никто не пойдет. И автобус не помогает. Туда есть дорога, конечно, но нет остановки. А сделать ее там, где не было никогда, сложно. Но, рано или поздно, эта остановка там появится.
ВКурсе: Активно Зеленогорск строится, если приглядеться.
Борис Семенов: Еще и детский садик новый построили. Новое здание, кстати говоря, полностью закроет потребность в дошкольных учреждениях по Зеленогорску на ближайшее время. Он на 90 мест рассчитан, шесть детских групп. Сейчас очередей в детские сады практически нет. Правда, есть большие группы детей – больше 30 человек. Но так, чтобы ребенка вообще невозможно было устроить, такого я не видел.
Демография
ВКурсе: Раз уж о детях зашла речь, сколько сейчас жителей в Зеленогорске?
Борис Семенов: Примерно 15 300.
ВКурсе: В 1970-х годах численность населения составляла 16200. За 10 лет, к 1980-му оно упало до 12 тысяч. И за 50 лет не вернулось к своему максимальному значению. С чем это связано, на ваш взгляд, и каковы перспективы сейчас?
Борис Семенов: Зеленогорск ведь не необитаемый остров, это составляющая часть России. Демографическая яма коснулась практически всех регионов. Москва и Санкт-Петербург не в счет, они прирастают за счет миграции. Это – перемещение внутри России, а не увеличение населения.
Сейчас наблюдается общая тенденция сокращения жителей страны в результате того, что в 80-90 годы рождаемость была низкой. И уже в нулевых образовалась демографическая яма. Я помню, когда учился в 445 школе, сейчас это лицей, школьников было больше 1000. Когда в 2000 году вернулся уже учителем, было по 2-3 класса в параллели. А сейчас нет и 500 учеников. Впрочем, ситуация исправляется.
Еще один аспект повлиял на численность населения Зеленогорска. В центре города есть квартал, который построили во второй половине 1980-х. До этого здесь стояли деревянные домики, где жили те, кто переехал сюда после войны. Этот фонд пришел в негодность, и люди стояли в очереди на жилье. Жилой квартал в центре Зеленогорска построили, а на приток населения это не особо повлияло.
В частности, и наша семья в таком деревянном доме жила. Нам дали квартиру на проспекте Художников в Петербурге. Потом родители по обмену вернулись обратно. А многие остались в большом городе, за счастье это считали. Хотя лично мне кажется, что лучше места нет на земле, чем мой Зеленогорск. Ну, «каждый кулик свое болото хвалит». Лучше потратить два часа на дорогу на работу и обратно, чем жить в перенаселенном спальном районе.
Долгострой и строительство
ВКурсе: Есть перспективы жилищного строительства в Зеленогорске?
Борис Семенов: Как раз строится многоквартирный дом на территории ближе к железной дороге. Но есть и недострой, даже несколько, которые длятся десятилетия. Хотели построить жилой дом в центре Зеленогорска, но стоит сейчас серое здание безобразное, четырехэтажное, бетонное. Вначале планировали 16 этажей построить. Потом решили, что 9 будет достаточно. В итоге получили владельцы предписание суда вообще на снос этого здания.
ВКурсе: И сейчас это долгострой?
Борис Семенов: Долгострой. Имея предписание о сносе объекта, строители убрали пятый этаж, снесли паркинг, вернулись в первоначальные границы участка. Теперь они возвращаются в суд, чтобы достроить жилое здание. И районная администрация, и мы, конечно, поддерживаем их желание завершить строительство.
Еще ведется строительство частных домов, люди покупают участки. Город расширяется понемногу. Здесь дорогая земля, не каждый себе может ее позволить. Продав трехкомнатную квартиру в Петербурге, купить здесь можно только участок.
Про умный город
ВКурсе: Реализуется ли в Зеленогорске на базе ваших полномочий концепция «Умного города» (Smart City)? Каким вы видите город будущего?
Борис Семенов: Напрямую такая задача не стоит. Каменный век закончился не потому, что камни кончились. Точно так же и мы не избежим цифровизации нашей жизни. Сейчас для нас это какое-то умное новомодное слово, а через пять лет оно станет просто реальностью.
То есть ставить себе цель и идти с флагом «Даешь цифровизацию!» нет необходимости. Это процесс естественный, нас она все равно ждет. К примеру, 10 лет назад мало кто знал, что такое смартфоны, а сейчас они у каждого в кармане.
ВКурсе: Некоторые долго сопротивлялись.
Борис Семенов: Правильно делали. Примерно так же будет и с реализацией концепции «умного города». Здесь даже не от нашей позиции что-то зависит. Если мы воспримем новые технологии быстрее, то у нас получится плавный и корректный переход к «цифровому муниципалитету», «цифровому управлению». Как это будет выглядеть, трудно сказать, но за этим – будущее. Оно просто наступит.