Информационный портал Курортного и Кронштадтского районов Санкт-Петербурга

Незабытое прошлое | «От колокола до скафандра» часть 1

Кронштадт – морской, и все-таки в первую очередь – военно-морской город. До постройки дамбы Кронштадт был закрытым городом, отрезавшимся от «цивилизации» во время весенней и осенней распутицы. Жители – преимущественно моряки и члены их семей.


История Кронштадта – история Российского военно-морского флота. И один из разделов этой истории – развитие водолазного дела, возникновение водолазной школы. Ведь именно Кронштадт стал «колыбелью» водолазного дела в России.

По замыслу Петра I Кронштадт должен был стать первым и важнейшим торговым портом России. В 1713 году началось строительство первой гавани с пристанью, а к 1720-му были построены уже три гавани: Военная, Средняя и Купеческая. Базирование в Кронштадте мощного Балтийского флота требовало наличия судоремонтных доков.

Несомненно, что подобного рода гидротехнические работы: строительство гаваней, доков, постановка и демонтаж ряжевых ограждений, а также ремонт подводных частей кораблей требовали участия водолазов. Архивные документы позволяют утверждать, что среди строителей доковых сооружений число водолазов было значительным, а одно из первых упоминаний относится к 1742 году.

После окончания Крымской войны и освобождения Севастополя возникла необходимость организовать работу по подъему орудий с затопленных кораблей и расчистке фарватера. С 1861 года в Российском императорском флоте были введены в штаты экипажей военных кораблей водолазы, а водолазное снаряжение стало табельным имуществом, но обучение водолазов велось ещё кустарным способом…

Капитан 1-го ранга Владимир Павлович Верховский инициировал в 1881 году создание Водолазной школы. (5 мая) -23 апреля по старому стилю — 1882 года Адмиралтейств-советом Морского ведомства России, на основании указа императора Александра III, была утверждена Кронштадтская водолазная школа (КВШ). В Указе было сказано, что водолазная школа должна готовить «опытных в водолазном деле офицеров и нижних чинов для судовых надобностей и подводных минных работ».

Поделиться в соцсетях:

ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ